Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS Четверг, 02.02.2023, 10:18

                
 
 
                
 
 

 
   

Город Красноярск, Советский район. Официальный сайт.
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
 «Детский сад №333 комбинированного вида»
660135, г. Красноярск, ул. Взлетная 36"а", тел. 2540043, 2540067, e-mail: dou333@mailkrsk.ru

 
дата открытия  МАДОУ № 333   25 декабря 2009 года
Образование в ДОУ ведётся на русском языке.
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Включить версию для слабовидящих
Категории раздела
досуг [0] воспитание,обучение [51]
про здоровье [0] советы психолога [38]
советы логопеда [73] спортивная страничка [7]
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Отлично
2. Неплохо
3. Плохо
4. Ужасно
5. Хорошо
Всего ответов: 17
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » советы психолога

рекомендации для родителей и воспитателей

Особенности развития детей с речевыми нарушениями.

Задержка развития речи сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребенка. Речевая патология особенно тяжелые ее формы часто влекут за собой личностные проблемы у детей: снижают их коммуникативные возможности, препятствуют формированию адекватной самооценки, задерживают развитие познавательных способностей. Отмечается своеобразие их психического развития, что препятствуют своевременной социализации детей.

У детей с нарушениями речи отмечается недостаточность различных видов восприятия и в первую очередь слухового, зрительного и пространственного. Недостаточность базового слухового восприятия влияет на формирование фонематического слуха, а в дальнейшем и фонематического восприятия (различение звуков речи). Практически у всех детей с речевыми нарушениями отмечаются недостатки фонематического восприятия.

Нарушения зрительного восприятия проявляются в основном в бедности зрительных представлений, в нестойкости зрительных следов, а также в отсутствии прочной и адекватной связи слова со зрительным образом предмета.

Особенности ориентировки в пространстве. Затрудняются в дифференциации понятий «слева», «справа», обозначающих местонахождение объекта. Отмечаются трудности ориентировки в собственном теле (особенно при усложнении заданий). Особенно стойко пространственные нарушения проявляются при рисовании человека: изображения отличаются примитивностью и малым количеством деталей.

Внимание характеризуется недостаточной устойчивостью, быстрой истощаемостью, что приводит к снижению темпа деятельности, сложности при распределении внимания. Ошибки внимания присутствуют на протяжении всей деятельности и чаще самостоятельно не замечаются и не устраняются. Дети с нарушениями речи быстро устают, поэтому нуждаются в побуждении и стимулировании со стороны взрослого.

Речевая недостаточность сказывается и на развитии памяти. Относительно сохранной является смысловая, логическая память. Объем зрительной памяти не отличается от нормы. Это является их ресурсом. Однако заметно ниже возможности запоминания вербального материала, то есть снижение слуховой памяти. Дети часто забывают сложные инструкции (трех-, четырехступенчатые), опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий.

Связь речевого нарушения с другими сторонами психического развития обуславливает наличие вторичных дефектов. Так. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями (сравнения, классификации, анализа и синтеза), дети с нарушениями речи могут отставать в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевать мыслительными операциями. Возникают затруднения в установлении причинно-следственной зависимости. Тем самым отстают в развитии словесно-логического мышления.

У некоторой части детей отмечается соматическая ослабленность, замедленное развитие моторных функций. Отставание в развитии двигательной сферы – плохая координация движений, неуверенность в выполнении дозированных движений, снижение скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при

выполнении движений по словесной инструкции. Поэтому им необходим наглядный показ. Так же затруднено воспроизведение двигательного задания по пространственно-временным параметрам. Они нарушаются последовательностью элементов действия, опускают его составные части.

Отмечается недостаточная координация пальцев руки, общее недоразвитие мелкой моторики.

Несовершенство речевых умений затрудняет формирование основных функций речи - коммуникативной, познавательной, обобщающей, регулирующей.

Коммуникативная функция речи является одной из наиболее ранних и способствует развитию контактности ребенка со сверстниками, развивает возможность совместной игры. Коммуникативная деятельность детей с нарушениями речи ограничена, они неохотно вступают в контакт с взрослыми и сверстниками, не умеют четко и правильно сформулировать мысль. У них обнаруживается беспомощность при выражении мысли в связном высказывании. Неясная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения с окружающими людьми и не способствует активности речи.

Познавательная функция речи связана с возможностью общения ребенка с окружающими. Дефекты речевого развития задерживают формирование познавательной функции речи, т.к. ребенок при помощи речи не только получает новую информацию, но и приобретает возможность ее по-новому усваивать. Ребенок часто нуждается в наглядной ситуации и ему понятна только информация, связанная со знакомыми, наглядно воспринимаемыми предметами, людьми в игровой ситуацией. Передача новых знаний, сведений, способов действий, личных переживаний затруднена.

Формирование обобщающей функции связано со становлением и развитием речевой деятельности. Недостаточная речевая способность детей с нарушениями речи не дает возможность правильно воспринимать информацию и расширять ее при речевом общении с окружающими.

Формирование регулирующей функции речи связано с развитием внутренней речи, целенаправленного поведения, программированием интеллектуальной деятельности. При недоразвитии регулирующей функции речи действия ребенка отличаются импульсивностью, речь взрослого мало корригирует эту деятельность, ребенок затрудняется в последовательном выполнении определенных интеллектуальных операций, не замечает своих ошибок, теряет конечную задачу, переключается на несущественные раздражители, не может затормозить побочных ассоциаций. От взрослого требуется организующая помощь.

Особой является поведенческая сторона у детей с нарушениями речи. Поведение носит гиперактивный характер, имеются двигательная расторможенность, импульсивность, сниженный уровень самоконтроля, общая тревожность, дети испытывают негативное отношение к ситуации проверки знаний, достижений, возможностей, у некоторых детей низкая физиологическая сопротивляемость стрессу. Некоторые дети пребывают в состоянии эмоциональной напряженности, которая зачастую является ситуативной. Здесь важно использовать релаксационные упражнения, позволяющие ребенку овладеть навыками саморегуляции и сохранять более ровное эмоциональное состояние; повышать уверенность в своих силах; развивать эмпатию; формировать навыки конструктивного поведения.

Подготовила педагог-психолог высшей квалификационной категории

Чистякова Н.А.

Категория: советы психолога | Добавил: Аргентина (12.10.2021)
Просмотров: 78 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Образование России
КК ИПК
Образование Красноярского края
ГосУлуги
День Победы
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2023
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz