Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS Воскресенье, 31.05.2020, 20:38

                
 
 
                
 
 

 
   

Город Красноярск, Советский район. Официальный сайт.
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
 «Детский сад №333 комбинированного вида»
660135, г. Красноярск, ул. Взлетная 36"а", тел. 2540043, 2540067, e-mail: mdoy333@mail.ru

 
дата открытия  МАДОУ № 333   25 декабря 2009 года
с 1 сентября 2014 года МАДОУ № 333 является пилотной площадкой по введению ФГОС ДО
Образование в ДОУ ведётся на русском языке.
Включить версию для слабовидящих
Категории раздела
досуг [0]воспитание,обучение [40]
про здоровье [0]советы психолога [28]
советы логопеда [60]спортивная страничка [7]
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Отлично
2. Неплохо
3. Плохо
4. Ужасно
5. Хорошо
Всего ответов: 17
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » советы психолога

песочная игротерапия
Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому песочницу можно использовать в развивающих и обучающих целях. Строя « картины» из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, рассказываем о событиях и законах окружающего мира.
Ученые доказали, что песок поглощает негативную энергию, успокаивает, наполняет гармонией. Именно поэтому так полезно детям играть в песочнице.
Чем полезны игры с песком?
- развивают мелкую моторику, глазомер, творческую фантазию;
- успокаивают и расслабляют, снимая напряжение;
- воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу!);
- помогают познавать внешний и свой внутренний мир;
Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, что делает ее прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка. В играх с песком ребенок получает свой первый коммуникативный опыт, может измениться его поведение.
Детское творчество на песке и стиль взаимодействия в ходе игры, по сути, являются проекцией внутреннего мира ребенка, то есть переносом вовне его переживаний, желаний, умений, возможностей. Поэтому такие игры называются ПРОЕКТИВНЫМИ.
Очень непросто разобраться в себе самом, а тем более соприкоснуться и ощутить "трепет" души другого. Речь дает нам возможность понимать друг друга. Но есть с крылатая фраза: "Язык нам дан для того, чтобы скрывать свои мысли"? Язык желаний и чувств ближнего, часто является иностранным даже для нас, взрослых. А как же быть маленькому человеку, незначительный словарный запас которого не дает ему пока еще возможности рассказать взрослому о своих переживаниях? Можно "спроецировать" свой внутренний мир вовне. В играх с песком все становится возможным. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, ребенок освобождается от напряжения и бессознательно находит для себя те ответы, которые ему было сложно получить от взрослых. А мы, в свою очередь, получаем уникальную возможность реально увидеть внутренний мир ребенка.
Так что же происходит в бессознательном ребенка, когда он играет в песок? Оказывается, строя «картину» из песка, ребенок переносит на песочный "лист" ландшафт своего внутреннего мира. Разыгрывая на песке разнообразные сказочные сюжеты, маленький человечек приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций (ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!). Этот опыт в виде "концентрата" попадает в бессознательное (пока глубинный смысл проигранного на песке может ребенком и не осознаваться). Некоторое время оно активно вносит новый материал в имеющуюся систему мировосприятия. И наступает момент (срок для каждого индивидуален), когда мы можем заметить в поведении ребенка определенные изменения. Это удивительно, но он начинает применять в реальности свой "песочный" опыт! Таким образом, сначала внутренняя реальность переносится вовне — на песочный "лист", потом опыт песочной сказки переносится обратно во внутренний мир, где перерабатывается бессознательным и уже в виде определенных моделей переносится на реальное поведение ребенка.
Что же понадобится, чтобы вместе с ребенком отправиться в увлекательное путешествие по стране Песочных игр?
1. Водонепроницаемый деревянный ящик или контейнер. Рекомендуемый размер — 50x70 сантиметров. Такой размер ящика соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, что позволяет визуально охватывать его целиком.
Внутренняя поверхность ящика (дно и борта) окрашиваются в синий или голубой цвет. Таким образом, дно подноса будет символизировать воду, а борта — небо.
2. Чистый, просеянный песок (некоторые его даже прокаливают в духовом шкафу). Он не должен быть не слишком крупным, ни слишком мелким. Песком заполняется меньшая часть ящика. Для песочных игр лучше, если он будет влажным.
3. "Коллекция" миниатюрных фигурок (высотой желательно не более 8 сантиметров). Чем она больше и разнообразнее, тем лучше. В набор игрушек могут войти: куклы-человечки; здания: дома, школы, церкви, замки; животные: домашние, дикие, доисторические и пр.; машины: сухопутные, водные, космические, фантастические; растения: деревья, кусты, цветы, овощи и пр.; постройки: мосты, ограды, ворота, порталы, загоны для скота; естественные предметы - ракушки, веточки, камни, шишки и пр.; сказочные герои: злые и добрые; домашняя утварь, флаконы из-под духов, гаечки, болтики и др.; пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.).
Словом, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в вашей "коллекции". Если для занятий каких-либо фигурок-образов не хватит, то их можно вылепить из пластилина, глины, теста или вырезать из бумаги.
Предложите ребенку взять плоскую корзинку или поднос, подойти к столу с «коллекцией» фигурок и выбрать те, которые привлекают его внимание. Не ограничивайте ребенка выбором только того, что нравится. Он может выбирать и «злые» фигурки, проецируя на них существующее в данный момент внутреннее напряжение. Если ребенок берет все подряд и в неограниченном количестве — значит, сейчас ему важно «проработать» имеющееся внутри напряжение. Взрослый в таинстве выбора не участвует, однако внимательно следит за тем, что и как выбирает ребенок. Затем ребенка пригласите к ящику с песком и предложите: «Представь себе, что ты Волшебник (Волшебница). Ты долго путешествовал. Ты искал место, где еще никто не жил, где не ступала нога человека. И наконец, пришел в пустыню. И задумал ты, Волшебник, превратить пустыню в сказочную страну и населить ее разными существами. Преврати пустыню в такой мир, какой ты захочешь».
Как только ребенок начнет строить песочную страну, займите такое место, где вас не видно, но где вам видно.
Когда ребенок заканчивает создание своей сказочной страны, при помощи наводящих вопросов попросите его рассказать о ней:
- что это за сказочная страна;
- какие существа ее населяют, какой у них характер, что они умеют, откуда они пришли в эту страну (можно подробно расспросить о каждой фигурке);
- всем ли существам хорошо в этом мире, в этой стране, если же нет, то что можно было бы сделать, чтобы им стало лучше, что можно изменить;
-какие события будут происходить в этой стране, что герои будут делать дальше?
Последние два вопроса побуждают ребенка вносить изменения в картину, фантазировать, таким образом, проецируя свои осознанные и неосознанные желания на будущее песочной страны. Задача взрослого в этой ситуации — побуждать ребенка не только размышлять, но и реально что-то создавать или менять — ведь фигурки можно легко переставлять, внося новые и убирая то, что больше не нужно.
Некоторые дети ничего не желают менять в своей картине. Они говорят, что их все устраивает и им хочется оставить все «как есть». Это может быть связано с переносом на песочный лист состояния внутренней стабильности. В этом случае ребенок желает «остановить мгновенье», полностью прожить свое состояние. То есть можно сказать, что данная картина не содержит неразрешенного внутреннего конфликта. Для ребенка такая песочная «диспозиция» выражает состояние динамического равновесия.
Если ребенок говорит, что в песочной стране есть существо (или существа, испытывающие дискомфорт, мы спрашиваем: «А что можно сделать для того, чтобы ему стало лучше? » Здесь важно, чтобы ребенок не только фантазировал, но и отыгрывал свои фантазии на песке. После каждого нового изменения в картине мы можем спрашивать: «А что будет дальше? А что будет, когда герой придет туда, куда он направляется? » и т. п. Игра продолжается до тех пор, пока обиженный поначалу персонаж не попадет в более благоприятную ситуацию или же пока ребенок не скажет: «Теперь всем хорошо». Это показатель того, что имевшееся на начало игры внутреннее напряжение «проработано» на бессознательно-символическом уровне.
Если ребенок говорит: «Этому герою очень плохо здесь, но ничего сделать нельзя», мы можем предложить ему помощь: «Мы же с тобой в сказке, а в сказочной стране невозможного не бывает. Давай подойдем к волшебному шкафу, где живут фигурки, и посмотрим — может быть, среди них есть те, кто нам поможет. Бывает, что помощники прячутся — сразу их не заметишь. Но сейчас мы будем с тобой очень внимательны».
Если и после этого ребенок не может найти себе помощника, — это означает, что проблема глубока и потенциальное бессознательное решение ее еще «не созрело». В данном случае можно предложить ребенку попытаться хотя бы защитить страдающее существо. «Ну что ж, и в сказке, и в жизни бывают ситуации, когда кажется, что помочь никто не может. Давай подумаем, как наш герой сам может себя защитить». Таким образом, мы усиливаем психологическую устойчивость ребенка, «включаем» бессознательные защитные механизмы. Быть может, на третью—пятую игру ребенок уже сможет найти помощников уязвленному герою.
По окончании игры ребенок САМ разбирает песочную картину. Таким образом, закрепляется приобретенный им на символически-бессознательном уровне опыт. С возможными вариантами игр на песке можно познакомиться в разделе практический материал для родителей.

С возможными вариантами игр на песке можно познакомиться в разделе практический материал для родителей.
Категория: советы психолога | Добавил: психолог (22.01.2014)
Просмотров: 522 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Образование России
КК ИПК
Образование Красноярского края
ГосУлуги
75-летие Победы
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2020
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz