Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS Суббота, 29.01.2022, 13:23

                
 
 
                
 
 

 
   

Город Красноярск, Советский район. Официальный сайт.
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
 «Детский сад №333 комбинированного вида»
660135, г. Красноярск, ул. Взлетная 36"а", тел. 2540043, 2540067, e-mail: mdoy333@mail.ru

 
дата открытия  МАДОУ № 333   25 декабря 2009 года
с 1 сентября 2014 года МАДОУ № 333 является пилотной площадкой по введению ФГОС ДО
Образование в ДОУ ведётся на русском языке.
Включить версию для слабовидящих
Категории раздела
досуг [0] воспитание,обучение [49]
про здоровье [0] советы психолога [32]
советы логопеда [67] спортивная страничка [7]
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Отлично
2. Неплохо
3. Плохо
4. Ужасно
5. Хорошо
Всего ответов: 17
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » советы логопеда

рекомендации родителям и педагогам

В настоящее время под общим недоразвитием речи понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

У детей первой группы отмечаются лишь общие признаки недоразвития речи, без выраженных нарушений нервно-психической деятельности. Это неосложненный вариант ОНР. У этих детей отсутствуют локальные поражения центральной нервной системы. В психическом облике этих детей отмечаются отдельные черты общей эмоциональной незрелости, слабая регуляция произвольной деятельности.

У детей второй группы ОНР сочетается с рядом неврологических и психопатологических синдромов. Это – осложненный вариант общего недоразвития речи церебрально-органического генеза. Неврологическая симптоматика свидетельствует не только о задержке созревания центральной нервной системы, но и о негрубом повреждении отдельных мозговых структур.

Многие дети этой группы отличаются общей моторной неловкостью, они с трудом переключаются с одного вида движений на другой. Автоматизированное выполнение тех или иных двигательных заданий и воспроизведение даже простых ритмов оказываются невозможными. Для многих из них характерны нарушения общего и орального праксиса. Незрелость эмоционально-волевой сферы у этих детей сочетается с низкой умственной работоспособностью, эмоциональной лабильностью, иногда - двигательной расторможенностью, повышенной аффективной возбудимостью, нередко с чертами дурашливости и преобладанием повышенного фона настроения по типу эйфории. Для некоторых из них характерны повышенная тормозимость, неуверенность, медлительность, несамостоятельность. Эти дети обычно вялы и безынициативны, бездеятельны. Их деятельность носит непродуктивный характер. Дети этой группы обычно испытывают выраженные затруднения при обучении их

пониманию количественных отношений, представлений о числе и о натуральном ряде чисел.

У детей третьей группы имеет место наиболее стойкое и специ-фическое речевое недоразвитие, которое клинически обозначается как моторная алалия. Считается, что у них имеется поражение (или недоразвитие) корковых речевых зон головного мозга, и в первую очередь зоны Брока.

У детей с общим недоразвитием речи отмечается и нарушение формирования синтаксической структуры предложения. Причём, дети одной группы правильно воспроизводят структуру предложения из 2 - 3 слов, соблюдая порядок слов. Хотя и присутствуют грубые морфологические аграмматизмы. Дети второй группы не соблюдают ни морфологическую систему языка, ни синтаксическую структуру предложения, что выражается в пропуске главных членов предложения, в необычном порядке слов.

Выделяют три уровня речевого развития, отражающие типичное состояние компонентов языка у детей дошкольного и школьного возраста с ОНР. [Р.Е. Левина]

1-й уровень речевого развития.

Речевые средства общения крайне ограничены. Активный словарь состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Дифференцированное обозначение предметов и действий почти отсутствует. Названия действий заменяются названиями предметов и наоборот. Дети не используют морфологические элементы для передачи грамматических отношений. В их речи преобладают корневые слова, лишенные флексий. «Фраза» состоит из лепетных элементов. Пассивный словарь детей шире активного. Однако, импрессивная сторона речи находится на низком уровне речевого развития.

Отсутствует или имеется лишь в зачаточном состоянии понимание значений грамматических изменений слова. Если исключить ситуационно ориентирующие признаки, дети оказываются не в состоянии различить

формы единственного и множественного числа существительных, прошедшего времени глагола, формы мужского и женского рода, не понимают значения предлогов.

Звуковая сторона характеризуется фонетической неопределенностью. Отмечается нестойкое фонетическое оформление. Число дефектных звуков может быть значительным, чем правильно произносимых. В произношении имеются противопоставления лишь гласных - согласных, ротовых - носовых, некоторых взрывных - фрикативных. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии. Отличительной чертой речевого развития этого уровня является ограниченная способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.

Основной контингент дошкольников в группах ОНР имеет 2 и 3 уровни речевого развития.

2-й уровень речевого развития.

Характеризуется зачатками общеупотребительной речи. Дети используют в общении простые по конструкции или искаженные фразы, владеют обиходным словарным запасом. В их речи дифференцированно обозначаются названия предметов, действий, отдельных признаков. На этом уровне возможно употребление местоимений, союзов, некоторых предлогов. Дети могут отвечать на вопросы, беседовать по картинке, рассказывать о семье. Анализ детских высказываний и сопоставление с темпом и качеством усвоения речи детьми без отклонений в развитии убедительно показывают наличие резко выраженного недоразвития речи. Дети используют предложения простой конструкции. Словарный запас отстает от возрастной нормы. Это проявляется в незнании многих слов, обозначающих, например, наименование различных частей тела, название животных и их детенышей, название профессий, предметов мебели. Отмечается ограничения возможности использования детьми и словаря действий, признаков. Они не знают названий цвета, формы, размера. Навыками словообразования они

практически не владеют. Отмечаются грубые ошибки в употреблении ряда грамматических конструкций:

1) неправильное использование падежных форм;

2) ошибки в употреблении существительных мужского и женского рода;

3) отсутствие согласования прилагательных и числительных с существительными.

Много трудностей дети испытывают при использовании предложных конструкций: часто предлоги опускаются вообще, а существительные употребляются в именительном падеже; возможна и замена предлогов. Союзы и частицы употребляются крайне редко. Фонетическая сторона речи отстает от возрастной нормы. У детей нарушено произношение согласных: шипящих соноров, свистящих, звонких и глухих.

3 уровень речевого развития.

Наиболее распространенным у детей старшего дошкольного возраста является ОНР III уровня. Он характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами фонетико-фонематического и лексика - грамматического недоразвития.

Дети этого уровня чаще вступают в контакты с окружающими лишь в присутствии родителей. Характерными являются недифференцированное произнесение звуков, замена одним звуком одновременно двух или нескольких звуков данной фонематической группы.

На данном этапе дети уже пользуются всеми частями речи, правильно употребляют простые грамматические формы, пытаются строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Хотя дети используют развернутую фразовую речь, они испытывают большие трудности при составлении предложений.

Наблюдаются ошибки и при построении сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами. Несмотря на значительный количественный рост словарного запаса, выявляется ряд специфических недочетов: полное незнание значения ряда слов, неточное понимание и

употребление ряда слов. Среди лексических ошибок выделяются: замена названия части предмета названием целого предмета, подмена названия профессий названиями действия, замена видовых понятий родовыми и наоборот.

В свободных высказываниях дети мало пользуются прилагательными и наречиями, обозначающими признаки и состояния предметов, способы действий.

Среди ошибок грамматического оформления речи наиболее типичны следующие: а) неправильное согласование прилагательных с существительными; б) неправильное согласование числительных с существительными; в) ошибки в использовании предлогов; г) ошибки в употреблении падежных форм множественного числа.

Для детей с недоразвитием речи характерным является то, что у них с самого начала с трудом накапливается глагольный словарь. В дальнейшем развитие глагольных форм и дифференциация грамматических форм глагола идут сложным путем.

При ОНР III уровня прилагательные очень трудно усваиваются детьми. Основная трудность – это усвоение значений прилагательных. Дети долго смешивают название цвета, величины. На первых этапах дети пользуются прилагательными в их неизмененном виде, долго используют только основы прилагательных.

У детей с недоразвитием речи некоторые наречия появляются рано, однако, в большинстве случаев не служат выражением определенных значений. Заимствованные из языка взрослых, они употребляются хаотично, без всякой связи с тем, о чем говорит ребенок. Наблюдается также период, в течение которого опускаются предлоги. Особенно трудно усваиваются значение предлогов цели, времени, отношения к объектам.

Овладение различными моделями предложений и способами связи слов внутри предложений подчиняется также общим закономерностям детской речи. Среди детей, имеющих ОНР III уровня, нельзя встретить ребенка,

который бы умел правильно согласовывать прилагательные или числительные с существительными в косвенных падежах.

К психологическим особенностям детей с ОНР относят также нарушения некоторых психических функций: памяти, внимания, мышления, особенно на уровне произвольности и осознанности. У детей имеются особенности памяти в виде сужения ее объема, быстрого угасания возникших следов, ограниченности удержания словесных раздражителей. Особенно страдает вербальная память. При зрительном подкреплении дети запоминают материал легче. Трудности в подборе слов вместе с забыванием слов и затруднениями в воспроизведении их структуры резко ограничивают возможности произвольного высказывания ребенка. У детей снижена активность в припоминании сюжетной линии, последовательности событий. Недостаточной является и наблюдательность, дети как бы скользят взором по картинке, не видя, не улавливая существенных деталей.

У детей с ОНР развиваются патологические качества личности, невротические черты характера: замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, обидчивость.

Таким образом, под ОНР понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. ОНР III уровня характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.

Категория: советы логопеда | Добавил: Аргентина (02.09.2021)
Просмотров: 28 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Образование России
КК ИПК
Образование Красноярского края
ГосУлуги
День Победы
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2022
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz