Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS Среда, 03.06.2020, 06:50

                
 
 
                
 
 

 
   

Город Красноярск, Советский район. Официальный сайт.
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
 «Детский сад №333 комбинированного вида»
660135, г. Красноярск, ул. Взлетная 36"а", тел. 2540043, 2540067, e-mail: mdoy333@mail.ru

 
дата открытия  МАДОУ № 333   25 декабря 2009 года
с 1 сентября 2014 года МАДОУ № 333 является пилотной площадкой по введению ФГОС ДО
Образование в ДОУ ведётся на русском языке.
Включить версию для слабовидящих
Категории раздела
досуг [0]воспитание,обучение [40]
про здоровье [0]советы психолога [28]
советы логопеда [60]спортивная страничка [7]
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Отлично
2. Неплохо
3. Плохо
4. Ужасно
5. Хорошо
Всего ответов: 17
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » советы логопеда

рекомендации для воспитателей

Учитель-логопед Бабушкина Г.Б.

Для педагогов  комбинированных групп 

Особенности работы с умственно отсталыми  детьми.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Развитие смысловой стороны развития речи связаны с психическим развитием ребёнка, развитием чувственного познания и всех видов детской деятельности. Становлению смысловой стороны речи способствует развитие наглядно-действенного общения.

Для обогащения словаря необходимо расширять представление детей об окружающем мире. Развитие восприятия предполагает:

Изменения отношения ребёнка к окружающему миру, когда предметы окружающие становятся для детей знакомыми. Возникает стойкий интерес к ним, и слова, обозначающие предметы, а затем и действия с ними  приобретают значения.

Необходимо создать основу для усвоения детьми большего количества существительных, глаголов, прилагательных, обозначающих предметы и их свойства, отношения к действиям, которые можно производить с ними, а также способствовать усвоению предлогов.

Включение в жизнь детей происходит в различных видах деятельности: игровой, конструктивной, трудовой, изобразительной, что  приводит к расширению словаря и создаёт предпосылки к развитию связной речи.

Потребность в общении формируется в структуре коллективной деятельности,  в которой ребёнок сотрудничает со взрослыми и сверстниками на занятиях и в процессе игр. Вслед за воспитанием потребности коммуникации идет развитие доречевых и речевых форм общения.

Дидактические игры, направленные на развитие слухового восприятия, внимания к звукам способствует формированию фонематического слуха в дальнейшем. Специальные занятия по развитию артикуляционного аппарата ведут к созданию предпосылок формирования звуковой и грамматических сторон речи.

У УО детей функция общения развивается с большим опозданием. Они не испытывают  потребности в таком общении. Необходимо создавать такие ситуации, в которых  у ребёнка возникает потребность общаться.

         Для успешной педагогической  работы необходимо учитывать факторы, влияющие на процесс коррекционного обучения ребёнка:

  1. Необходим контакт глаза в глаза, т.е. педагог с ребёнком на одном уровне;
  2.  Организация обучающей среды во время занятия не должно быть ничего лишнего, что рассеяло бы внимание ребёнка;
  3. Педагог должен дожидаться реакции ребёнка по времени, т.е. дожидаясь ответа оставлять необходимую паузу.

Работа начинается с развития понимания речи:

  1. Формирование понимания простых ситуаций с  одновременным показом картинки (кормим куклу);
  2. Формирование зачатков сюжетно – ролевой игры (кукла на прогулке).
  3. Сюжетно-ролевая игра (кукла БИБАБО, разыгрывание сказок).
  4. Важно! Вызвать звуки, звукоподражатели, лепетные слова! При этом :

-опора на сохранные анализаторы (тактильные, двигательные, зрительные);

-опора на яркую эмоционально окрашенную речь педагога;

-использование различных интонационно-ритмических рисунков речи и слов.

Работа над звукопроизношением начинается с гласных с различным эмоциональным рисунком:

 А – разводим руки в стороны «радуемся встречи»;

О– удивление «руки вместе»;

У – разочарование «руки вниз»;

И – запрет «руками двигаем из стороны в стороны».

После этого переходим к звукоподражателям животных «Кто там кричит?», «Кто там в мешке?» - достаём, демонстрируем. Первые слова – бах, на , тут, там, это, Эти слова должны быть введены в первые фразы «мама тут», «мяу бах», «баба там». Если ребёнок не идёт на вызывание слов, можно использовать и принять с его стороны жесты  и мимику. Если отказывается, переключаем его внимание на другие виды деятельности.

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ.

  1. Необходимо соединить слово с образом каждого предмета, действия, свойства или отношения, с которыми знакомится ребёнок;
  2. Необходим этап усвоения обозначения действия, когда каждое слово связано с определённым действием. У УО детей часто смешения обозначений разных действий (пьёт и ест, бежит и идёт);
  3. Особое внимание необходимо уделить словесным обозначениям пространственных отношений. Они трудны для восприятия, но чрезвычайно важны для усвоения детьми грамматических значений слов.

Коррекционная  работа строится на основе манипуляций с предметами и выполнения инструктивных действий. Обучая,   педагог выполняет действия совместно с ребёнком, вместе проговаривая трудные словосочетания. Наглядный материал строго дозирован, предметы должны привлекать внимания ребёнка.

Дети обучаются:

-действиям с предметами;

-умению придавать им игровые функции;

-созданию элементарных ситуаций с предметами – заменителями.

-все использованные предметы подбираются таким образом, чтобы они были знакомы детям и встречались бы в реальной жизни.

-постепенно возрастает и сложность заданий

-показ действий неоднократно, медленно

-словесное сопровождение предельно краткое. Как пример, работа по теме «Овощи»

Педагог достаёт из мешочка лук, морковь, помидор, яблоко (4-5предметов, один лишний). Дети повторяют названия за педагогом. Один ребёнок держит предметы в руках. С ним вместе проговаривают его название. «Это – лук. Давайте ещё раз скажем вместе». Педагог одобряет любую попытку ребёнка дать самостоятельное высказывание.

Затем организует деятельность с предметами, предлагает показать называемые  объекты.

Затем отделяют вместе овощи от яблока, кладут на середину стола, потом дети укладывают в мешочек. При этом педагог и дети совместно называют. Деятельность детей ободряется взрослым. В конце занятия всё съедают.

На более высоком уровне при доставании предметов из мешочка с помощью вопросов, дети указывают свойства предметов (помидор – красный).Дети затем отделяют овощи и называют обобщающим словом, получают по кусочку лука, моркови и помидора и пытаются определить их на вкус. Затем собирают разрезные картинки. В конце занятия  - едят овощи.

На ещё более высоком уровне детям дают предметы, которые они не видят, они описывают плод, стараясь угадать. Затем отбирают овощи, как обобщающее понятие, откладывают яблоко и называют его как лишнее. «Где растёт лук?» - отвечают на вопрос, Складывают его из разрезных картинок и с помощью педагога рассказывают, что они знают о луке.

В работе с УО детьми огромная роль принадлежит педагогу (хорошее настроение, жизненный опыт, интерес к окружающему). Ребёнок устанавливает связь слова с предметом, активизирует слуховое внимание, ориентируется на исследовательскую деятельность. Словарный запас растёт.

Организуя работы с УО детьми нужно знать особенности:

  1. Овладевая выбором по образцу на основе зрительной ориентировки, дети не могут выбирать из большого количества элементов, особенно с близкими свойствами;
  2. У детей страдает формирование целостного образа;
  3. Дети не используют поисковые способы (примеривание и пробы)
  4. Развитие восприятия происходит неравномерно. Усвоенные эталоны нечёткие, нет переноса усвоенного способа действия с одной ситуации на другую;

К началу дошкольного возраста у детей с нарушением интеллекта нет предметной деятельности. Действия с предметами носят характер неспецифической манипуляции. Таким образом, к концу дошкольного возраста без специального обучения основным видом деятельности является не игровой, а предметный вид. В игре стереотипия, формализм, отсутствие сюжета. Соответственно и не развивается и функция речи.

 У детей с УО развитие речи существенно отличается от нормы. Не сформированы такие предпосылки развития речи: интерес к окружающему, предметная деятельность, эмоционально-волевая сфера. Можно выделить следующие группы детей:

  1. Совсем не владеющие речью
  2. Владеют небольшим объёмом слов и простых фраз
  3. Дети сформированной хорошо развитой речью.

Их объединяет ограниченное понимание привязки речи к ситуации и оторванность от деятельности. Особенно страдает связанная речь. Пассивный словарь больше активного, но это касается отдельных изолированных слов. Кроме того длительно сохраняется ситуативное значение слова (за столом – кашу знаю, гуляю – нет)

Без спецобучения УО детей не развивается возможность регулировать деятельность с помощью собственной речи, а сопровождающаяся  речь часто похожа на ни с чем не соотносимые  диалоги  и выражающиеся часто  эхолалией.

Категория: советы логопеда | Добавил: Аргентина (27.11.2017)
Просмотров: 162 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Образование России
КК ИПК
Образование Красноярского края
ГосУлуги
75-летие Победы
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2020
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz