Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS Воскресенье, 31.05.2020, 18:38

                
 
 
                
 
 

 
   

Город Красноярск, Советский район. Официальный сайт.
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
 «Детский сад №333 комбинированного вида»
660135, г. Красноярск, ул. Взлетная 36"а", тел. 2540043, 2540067, e-mail: mdoy333@mail.ru

 
дата открытия  МАДОУ № 333   25 декабря 2009 года
с 1 сентября 2014 года МАДОУ № 333 является пилотной площадкой по введению ФГОС ДО
Образование в ДОУ ведётся на русском языке.
Включить версию для слабовидящих
Категории раздела
досуг [0]воспитание,обучение [40]
про здоровье [0]советы психолога [28]
советы логопеда [60]спортивная страничка [7]
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Отлично
2. Неплохо
3. Плохо
4. Ужасно
5. Хорошо
Всего ответов: 17
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » советы логопеда

рекомендации для воспитателей

Категория словообразования в русском языке

Без слов нет языка; и хотя слова  важны, они сами по себе  составляют язык. Слова только тогда становятся языком, когда они организованы; это определяет их использование и придает языку осмысленный характер, делает его важнейшим  средством человеческого общения. Только словарный состав языка, его звуковой и грамматический строй в их единстве составляют язык. Только комплексное изучение дает общее представление о языке. Знание отдельных сторон – часть общего, комплексного знания.   

Д.Н. Богоявленский (1966) писал «тесная связь орфографии с грамматикой делает необходимым овладение грамматическим \анализом языкового материала – умением выделять грамматические категории, распознавать значимые элементы слова, выяснять связи слов в предложении и т.д.». По его мнению, орфографический навык – навык сложный. Он включает в себя навык письма, умение анализировать звуковой состав слов, на основе грамматических знаний.   

 Грамматика – наука об образовании  слов, их изменении, классах, сочетаниях и употреблении в предложении и контексте.  Основными разделами грамматики  являются морфология и синтаксис; из  морфологии выделяют несколько самостоятельных разделов,  в число которых входит и словообразование (дериватология).                                                            

 Словообразование изучает морфологическую структуру слова как номинативного средства языка. Предметом словообразования являются словообразовательные средства, словообразовательные модели, их типы и гнезда. Анализируя морфемы, словообразование сближается с морфологией; занимаясь теорией номинации, словообразование сближается с лексикологией.  

 

 

Способы  словообразования

Способы словообразования устанавливаются в зависимости от того, какие средства используются  для выражения деривационного значения  производного слова, поэтому следует различать две основные группы способов словообразования: аффиксальные и безаффиксальные.

В аффиксальных способах словообразования основным средством выражения деривационного значения производного слова является аффикс (один или в сочетании с другим средствами).

В безаффиксальных способах словообразования аффиксы не участвуют. Для выражения деривационного значения производного слова служат иные средства, например порядок следования частей производного слова, усечение производящей основы (основ).

Аффиксальные способы словообразования

Аффиксальные способы словообразования очень разнообразны, с их помощью создается основной массив производных слов. Эти способы разграничиваются исходя из того, какого рода аффиксы (суффиксы, префиксы) принимают участие в выражении деривационного значения. С другой точки зрения различают смешанные и несмешанные (чистые) аффиксальные способы словообразования. В несмешанных способах в качестве форманта используется одно средство (например, суффикс или префикс). В смешанных способах в состав форманта входят несколько словообразовательных средств (например, суффикс и префикс).

Суффиксальный способ словообразования (суффиксация) – выражение деривационного значения с помощью суффикса и системы флексий производного слова. Суффиксация действует в словообразовании всех частей речи. Производные могут относиться как к той же части речи, что и производящие, так и к иной.

Существительные: переплет – переплет-чик, желтый – желт-ок, мечтать – мечта -тель.

Прилагательные: мама - мам - ин, асфальт - асфальт - ов-ый, глаз - глаз - аст-ый.

Глаголы: лентяй – лентяй-нича-ть,  белый – бел-е-ть.

Наречия: быстрый – быстр-о.

Сложносуффиксальный способ – выражение деривационного значения производного с помощью словосложения и суффиксации – действует в словообразовании имен существительных: орденоносец, землепроходец.

Префиксальный способ словообразования (префиксация) – выражение деривационного значения производного слова с помощью  префиксов -  действует в словообразовании всех частей речи, но при префиксации (в отличие от суффиксации) производное всегда относится к той части речи, что и производящее.

Существительные: город – при-город, радикал – ультра-радикал, атака – контр-атака, автор – со-автор.

Прилагательные: прочный – сверх-прочный, военный – анти-военный.

Глаголы: читать – пере-читать, бежать – вы-бежать, думать – раз-думать.

Наречия: быстро – пре-быстро.

Префиксально – суффиксальный способ – в качестве форманта используются префикс и суффикс. Оба  аффикса участвуют в едином акте словообразования одновременно. Внутри префиксально-суффиксального способа словообразования  различают два подвида:

  1. производящим является сочетание существительного с предлогом. Предлог в составе производного преобразуется в приставку, наряду с приставкой в состав производного входит суффикс.

Существительные: без денег – без-денежь-е,  под окном – под-окон-ник,  на рукаве – на-рукав-ник.

Прилагательные: на столе – на-столь-н(ый), меж колхозами – меж-колхоз-н (ый).

  1. в качестве производящей используется основа какой-либо части речи, к которой одновременно присоединяются приставки и суффикс. Производное не соотносится с сочетанием с предлогом.

Существительные: сын – па-сын-ок, курс – со-курс-ник.

Прилагательные: размер – со-размер-н(ый), предел – со-предель-н(ый).

Глаголы: читать – в-читать-ся, думать – за-думать-ся, близкий – при-близ-ить, меньше – у-меньш-ить.

Наречия:  умный – по-умн-ому, честный – по-честн-ому, благородный – по-благородн-ому,   французский – по-французск-и.

Нулевая суффиксация – выражение деривационного значения производного слова с помощью нулевого суффикса – может выступать в чистом виде и в сочетании с другими словообразовательными средствами. Нулевая суффиксация без применения других средств  словообразования  представлена только в словообразовании имен существительных.

Префиксация в сочетании с нулевой суффиксацией – выражение деривационного значения слова с помощью префикса и нулевого суффикса – обнаруживается в словообразовании существительных (седой – проседь) и прилагательных (без головы – безголовый).

Сложение в сочетании с нулевой суффиксацией – выражение деривационного значения производного слова с помощью словосложения и нулевой суффиксации – действует в словообразовании существительных (с общим значением действия – ледоход, со значением действующего лица – скалолаз) и прилагательных (светловолосый).

Безаффиксальные  способы  словообразования

Безаффиксальные способы словообразования используются преимущественно  в словообразовании сложных слов. Существует четыре разновидности безаффиксального способа.

Чистое сложение – производное слово образовано путем соединения одной или нескольких основ какой-либо части  речи с самостоятельным словом. Этот способ действует в словообразовании существительных и прилагательных. Компоненты, входящие  в сложение, могут объединяться:

а) без интерфикса (вагон – ресторан, плащ – палатка). Они объединяются отношениями сочинения.

б) посредством интерфикса  (лесостепь, морозоустойчивый). Сложения могут быть в отношениях равноправных (сочинения) и неравноправных (подчинения) – водонепроницаемый.

Сращение. Этот способ действует только при образовании имен прилагательных (быстрорастворимый). Сращения отличаются от сложения тем, что  они во всех формах тождественны по морфемному составу словосочетаниям, на базе которых они образованы.

Аббревиация – сложение усеченных основ или усеченных и полных основ. Этот способ действует только в словообразовании имен существительных.

Усечение. Это способ безаффиксального словообразования – усечение производящей основы по аббревиатурному способу, т.е. вне зависимости от границы морфем. Этот способ действует только в словообразовании имен существительных (зам, зав).  Он  характерен для разговорной речи.

Безаффиксальные способы образования сложных слов характерны только для имен существительных (чистое сложение и аббревиация) и прилагательных (сращение).

Таким образом, словообразование – раздел науки о языке, в котором изучаются состав слова и способы образования слов. Способы словообразования устанавливаются в зависимости от того, какие средства используются для выражения деривационного значения производного слова. Различают две основные группы способов словообразования: аффиксальные и безаффиксальные.

 

 

Категория: советы логопеда | Добавил: Аргентина (11.05.2017)
Просмотров: 364 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Образование России
КК ИПК
Образование Красноярского края
ГосУлуги
75-летие Победы
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2020
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz