Особенности развития грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи, этапы и содержание логопедической работы.
Наиболее интенсивное формирование словообразовательных умений и навыков происходит в 4-6 лет, когда ребёнок с нормальным речевым развитием практически овладевает основными законами морфологии и словообразования. У детей с ОНР часто оказываются несформированными навыки практического словообразования: относительных прилагательных от существительных, существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, сравнительной степени прилагательных и т.п. Ярко проявляются неточное знание и употребление многих слов; в активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, действия, состояния предметов, затрудн1н подбор однокоренных слов. Такие дети обладают пониженной способностью воспринимать различия, заключённые в лексико-грамматических элементах речи, что ограничивает их возможности и способности, необходимые для продуктивного и творческого применения конструктивных элементов родного языка в процессе речевого высказывания.
Большие затруднения при усвоении школьной программы испытывают дети с общим недоразвитием речи, которое проявляется в нарушениях не только произношения, но и лексико-грамматических средств языка; такие дети становятся неуспевающими учениками из-за своего аномального речевого развития
Дети с отклонениями в речевом развитии с большим трудом овладевают правилами образования новых слов. Самый простой вид словообразования - это образование новых слов при помощи уменьшительных суффиксов. При нормальном развитии речи он начинает усваиваться детьми уже на втором году жизни. Однако даже при выполнении заданий на этот простейший вид словообразования дети с ОНР допускают такие ошибки: «куколочка» или «кукленок» вместо куколка, «грибик» вместо грибок. Поскольку наряду с широко распространенными уменьшительными суффиксами имеются и гораздо менее употребительные, то и данный способ образования для многих детей представляет немалые трудности.
Умение правильно образовывать относительные прилагательные важно для повседневной жизни. Ошибки детей при образовании относительных прилагательных могут заключаться в следующем. В худшем случае ребенок вообще не понимает самого принципа образования и говорит, например, о том, что шапка из шерсти – теплая, колючая или красная. В лучшем же случае он образует относительное прилагательное, но употребляет неправильную его грамматическую форму, например: занавеска из тюля – «тюльная», «тюлья». При этом одни дети допускают ошибки только в редко употребляющихся словах, а другие - даже и в часто встречающихся.
Большие трудности дети испытывают при образовании притяжательных прилагательных. Например, на вопрос логопеда: « У коровы голова, конечно, коровья. А чья голова у петуха?». Дети могут ответить: « петухья», «петухиная», «петухачья», «курячья». Как видно, здесь только один ответ дан с учетом основных закономерностей словообразования («петухиная»). Остальные ответы выходят за пределы «возрастных своеобразий» речи.
Сложность состоит в том, что разные их виды имеют различные суффиксы и окончания. Дети с нормальным ходом речевого развития без всякого обучения усваивают все эти грамматические формы. У таких детей обычно не возникает сложностей и с написанием. Однако даже при небольшом отставании в речевом развитии картина резко меняется и ребенок испытывает большие трудности при выполнении заданий на образование притяжательных прилагательных, что в дальнейшем отражается на письме. Для облегчения задачи удобнее всего сгруппировать все эти слова по однотипности суффиксов и окончаний.
Речь детей с ОНР характеризуется бедностью словарного запаса, наличием аграмматизмов как в устной речи, так и в письменной. Ограниченность и неполноценность лексических средств наглядно проявляется при выполнении заданий, связанных со словоизменением и словообразованием. Дети допускают большое количество ошибок в употреблении суффиксов, приставок, окончаний. В их речи мы находим: «медведиха» вместо медведица; «морковянный» вместо морковный и т.д. Недостаточное умение пользоваться способами словообразования задерживает развитие словарного запаса. Они с трудом изменяют и образовывают слова. Довольно часто встречаются ошибки, связанные с недостаточным различением форм слова, его основы и окончания, суффикса и приставки. Отсюда замена слов, имеющих схожий по звуковому составу (или общий) корень, но отличающихся по другим морфологическим элементам. Подобные ошибки – следствие отсутствия у детей четкого морфологического образа слова.
Дети с ОНР с трудом овладевают правилами образования новых слов, поскольку дети часто не понимают значений приставок и суффиксов и не имеют четкого представления о морфологическом образе слова.
Словообразование представляет собой особый путь развития словаря. Пройдя все этапы формирования грамматического строя, выделенных А.Н. Гвоздевым (1961), к школьному возрасту, ребенок с нормальным речевым развитием овладевает в основном всей системой грамматики. Ребенок с общим недоразвитием речи этой сложной системы постичь не сможет. Ему требуется систематическая логопедическая помощь специалиста.
Таким образом, своевременность выявления, устранения имеющихся недостатков устной речи детей, позволяют не только предупредить появление у них нарушений письма и чтения (как вторичного дефекта по отношению к устной речи), но и не допускают в дальнейшем отставания в усвоении программного материала по родному языку
Этапы и содержание логопедической работы по формированию словообразования.
В процессе формирования словообразования у детей с ОНР необходимо уделять основное внимание организации, прежде всего, системы продуктивных словообразовательных моделей. Для формирования и закрепления этих моделей, прежде всего, уточняется связь между значением морфемы и ее знаковой формой (звучанием). Закрепление этой связи осуществляется на основе сравнения слов с одинаковой морфемой, определения общего, сходного значения слов с общей морфемой (мороз-н-ый, жир-н-ый),выделения этой общей морфемы, уточнение ее значения. Заключительным этапом работы является закрепление словообразовательных моделей в процессе специальных упражнений.
Логопедическая работа направлена на формирование словообразования прилагательных. При этом развитие словообразования различных частей речи происходит последовательно – параллельно. 3 этапа логопедической работы по формированию словообразования.
1-й этап. Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.
2-й этап. Работа над словообразованием менее продуктивных моделей.
3-й этап. Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.
Применение наглядности в развитии, как грамматической стороны речи, так и самой игровой деятельности будет способствовать развитию психических процессов детей с ОНР. Игра – ведущий вид деятельности ребёнка в дошкольный период, когда формируются и закрепляются основные знания, умения и навыки, создаются и развёртываются условные формы взаимосвязи субъекта и объекта. К объектам относятся имитируемые явления и процессы окружающего мира, к субъектам – познающий ребёнок или группа детей.
Дидактическая игра – игровая форма упражнений, без которых нельзя обойтись в обучении. Упражнение как простое многократное повторение не вызывает интереса: дети отвлекаются и утомляются. Упражнение, проводимое в игровой форме, совсем по-другому воспринимается детьми: они без усилий, с интересом и даже с удовольствием повторяют нужные действия, слова и т.п. Игровая деятельность точно и продуктивно отражает структуру реальной познавательной деятельности – необходимой предпосылки того, чтобы приобретённые детьми знания, умения и навыки на основе игровой формы применялись в реальном познавательном процессе. Игра делает учебно-воспитательный процесс эмоциональным, деятельным, позволяет получить ребёнку собственный опыт. Конкретная дидактическая задача реализуется через игровую деятельность, а занимательность облегчает выполнение этой задачи. В практике логопедов игра часто оказывается обычным упражнением с использованием наглядных пособий. Смешение дидактической игры и упражнения возникает в связи с общностью цели и задач, которые решают и те и другие методы обучения. Необходимо учитывать тот факт, что дидактическая игра, кроме познавательных, имеет игровые задачи, через реализацию которых и достигается основная цель обучения. При разработке комплекса наглядно-игровых упражнений на формирование грамматической стороны речи все методики опираются на знание закономерностей развития речевой функции детей.
Как показал анализ литературных источников:
1. Общее недоразвитие речи объединяет различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. У детей с ОНР всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя и, в частности словообразования прилагательных. Все эти нарушения обуславливают специфические особенности развития психических процессов.
2. Ребенок с нормально развивающейся речью обладает врожденной способностью к словообразованию, что проявляется уже в раннем возрасте в виде всем хорошо известного детского словотворчества. Наиболее распространенными и доступными детям способами словообразования являются:
- образование имен существительных при помощи уменьшительных суффиксов (дом – домик, белка – белочка).
- образование имен прилагательных при помощи уменьшительных суффиксов (белый – беленький).
- образование относительных прилагательных. Эти прилагательные образуются от имен существительных и чаще всего обозначают тот материал, из которого сделан предмет (стол из дерева – деревянный).
- образование притяжательных прилагательных. Они также образуются от имен существительных и обозначают принадлежность той или иной части тела или какого-то предмета определенному животному или человеку (хвост у лисы – лисий, тапочки мамы – мамины).
- образование наречий от имен прилагательных (холодный – холодно, быстрый – быстро).
- образование глаголов при помощи приставок. Этот способ словообразования заключается в том, что к корневой части глагола добавляются различные приставки, изменяющие его основное значение (ходить – уходить – приходить – обходить – входить – заходить).
- образование имен существительных при помощи приставок (свет – просвет – рассвет).
- образование сложных слов. К ним относятся слова, состоящие из двух и более корней (паровоз, самолет).
3. Словообразование – раздел науки о языке, в котором изучаются состав слова и способы образования слов. Способы словообразования устанавливаются в зависимости от того, какие средства используются для выражения деривационного значения производного слова. Различают две основные группы способов словообразования: аффиксальные и безаффиксальные.
Таким образом, словообразование представляет собой особый путь развития словаря. Пройдя все этапы формирования грамматического строя, к школьному возрасту, ребенок с нормальным речевым развитием овладевает в основном всей системой грамматики. Ребенок с общим недоразвитием речи этой сложной системы постичь не сможет. Ему требуется систематическая логопедическая помощь специалиста. Своевременность выявления и формирование словообразовательных умений и навыков, позволяют не только предупредить появление у них нарушений письма и чтения (как вторичного дефекта по отношению к устной речи), но и не допускают в дальнейшем отставания в усвоении программного материала по родному языку. |