Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS Воскресенье, 26.06.2022, 01:34

                
 
 
                
 
 

 
   

Город Красноярск, Советский район. Официальный сайт.
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
 «Детский сад №333 комбинированного вида»
660135, г. Красноярск, ул. Взлетная 36"а", тел. 2540043, 2540067, e-mail: dou333@mailkrsk.ru

 
дата открытия  МАДОУ № 333   25 декабря 2009 года
Образование в ДОУ ведётся на русском языке.
Включить версию для слабовидящих
Категории раздела
досуг [0] воспитание,обучение [51]
про здоровье [0] советы психолога [36]
советы логопеда [70] спортивная страничка [7]
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Отлично
2. Неплохо
3. Плохо
4. Ужасно
5. Хорошо
Всего ответов: 17
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » советы логопеда

рекомендации для родителей и педагогов

Развитие связной монологической речи в онтогенезе

Связная речь - это совокупность тематически объединенных фрагментов речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое. Понятие «связная речь» относится как к диалогической, так и к монологической формам речи. Диалогическая – это первичная по происхождению форма речи. Она состоит из отдельных высказываний, из цепи последовательных речевых реакций; она осуществляется или в виде чередующихся обращений, вопросов и ответов, или в виде разговоров двух или нескольких участников речевого общения. Под монологической речью понимают связную речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщение о каких- либо фактах, явлениях реальной действительности. Монолог - наиболее сложная форма речи. К ее свойствам относится односторонний и непрерывный характер высказывания, произвольность, развернутость, логическая последовательность изложения, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации. Особенность монологической речи в том, что ее содержание заранее задано и предварительно планируется.

В связной речи обычно выделяют два плана: план содержания, то есть внутренний, мыслительный план, и план выражения, то есть внешний, языковой. Исключительно плодотворной для развития теории связной речи является мысль Н. И. Жинкина о правилах внутренней смысловой организации текста, отражающей ход мысли говорящего. При этом первоначально содержание связного текста предстает во внутренней речи в виде системы образов, которые в дальнейшем оформляются при помощи языковых средств.

У детей шестого года жизни основными видами, в которых осуществляется монологическая речь, является: описание, повествование и элементарное рассуждение. Формирование монологической речи у детей шестого гола жизни с нормой речевого развития и при ОНР резко различаются. Овладение связной монологической речью – высшее

достижение речевого воспитания дошкольников. У детей с нормой речевого развития монологическая речь возникает на пятом году жизни. В этом возрасте в речи детей впервые появляются сложные предложения, а также предложения с однородными членами. Они усваивают и правильно согласовывают прилагательные с существительными в косвенных падежах. Однако многие дошкольники еще не могут самостоятельно, без помощи взрослого, связно, последовательно и точно пересказать прочитанную сказку, рассказ. Размеры детских рассказов к 5 годам включают примерно 20-25 слов. В это время активно формируются такие признаки связной речи, как выделение главного в рассказе, завершенность темы, определение частей рассказа. Конструкции сложных предложений детьми используются дифференцированно в зависимости от ситуации (в случае необходимости дать объяснение, обосновать свою позицию, высказать предложение). После четырех лет они могут пересказать знакомую сказку, охотно заучивают стихотворения, к 5-ти годам - пересказывают только, что прочитанные короткие рассказы, прослушав их 2 раза. Отмечается, что на 6-ом году жизни ребенок может уже без помощи взрослого, передать содержание какой - либо сказки небольшого объема, рассказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем которых он был. Стремясь к тому, чтобы его высказывание было правильно понято, ребенок довольно охотно поясняет детали своего рассказа, специально повторяет отдельные его части. Он способен рассказывать о событиях не только ближайших дней, но и давно прошедших (например, зимой рассказывает о том, как он отдыхал летом на даче, как вместе с дедушкой собирал грибы, ловил рыбу, купался в пруду и т.д.). В этом возрасте ребенок уже способен самостоятельно раскрыть содержание картинки, если на ней изображены предметы, которые ему хорошо знакомы. Но при составлении рассказа по картинке он еще часто концентрирует свое внимание главным образом на основных моментах, а второстепенные, менее важные часто опускает. Кроме этого на

шестом году жизни ребенок способен объяснить причинно-следственные связи, отличить фантастическое содержание сказки от обычного рассказа.

И все же, устная речь дошкольника 5-6 лет имеет специфические особенности организации и внешнего оформления, а именно:

1. В пересказе дети переставляют предложения, т.к. не чувствуют контекста, не ставят каждое предложение в зависимость от другого.

2. Наблюдается нарушение связности: не выражается главная мысль, пропускаются важные факты, нарушается последовательность событий, повторы в содержании.

3. Могут быть остановки в речи, паузы. Как было установлено в исследовании, причиной служит бедность словарного запаса, плохое представление о том, о чем говорят: «Яблоки большие, красные.... И они, .... они ... на ветках висят, висят … ветки гнутся к земле, пригибаются к земле».

4. Импульсивность детей способствует появлению в речи «сорняков», либо речь льется сплошным потоком, либо происходят наложения предложений одного на другое.

Таким образом, владение связной монологической речью – высшее достижение речевого воспитания дошкольников. У детей с нормой речевого развития монологическая речь возникает на пятом году жизни. Ребенок шестого года жизни способен описать те или иные события, свидетелем которых он был, рассказать о событиях не только ближайших дней, но и давно прошедших, самостоятельно раскрыть содержание картинки, если на ней изображены предметы, которые ему хорошо знакомы. Но при составлении рассказа по картинке он концентрирует свое внимание на основных моментах, а второстепенные, менее важные, часто опускает. Кроме этого, на шестом году жизни ребенок способен объяснить причинно-следственные связи, отличить фантастическое содержание сказки от обычного рассказа.

Категория: советы логопеда | Добавил: Аргентина (11.01.2022)
Просмотров: 35 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Образование России
КК ИПК
Образование Красноярского края
ГосУлуги
День Победы
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2022
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz