Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS Воскресенье, 31.05.2020, 20:10

                
 
 
                
 
 

 
   

Город Красноярск, Советский район. Официальный сайт.
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
 «Детский сад №333 комбинированного вида»
660135, г. Красноярск, ул. Взлетная 36"а", тел. 2540043, 2540067, e-mail: mdoy333@mail.ru

 
дата открытия  МАДОУ № 333   25 декабря 2009 года
с 1 сентября 2014 года МАДОУ № 333 является пилотной площадкой по введению ФГОС ДО
Образование в ДОУ ведётся на русском языке.
Включить версию для слабовидящих
Категории раздела
досуг [0]воспитание,обучение [40]
про здоровье [0]советы психолога [28]
советы логопеда [60]спортивная страничка [7]
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Отлично
2. Неплохо
3. Плохо
4. Ужасно
5. Хорошо
Всего ответов: 17
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » советы логопеда

рекомендации для родителей

Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития.

Задержка психического развития – специфические трудности в обучении означают расстройство одного или более основных психических процессов, участвующих в понимании и использовании устной или письменной речи, которые могут проявляться в несовершенстве способностей слушать, думать, говорить, писать, выделять звуки в слове или производить математические расчёты. Понятие включает  такие условия, как перцептивная недостаточность, повреждения мозга, минимальные мозговые дисфункции. Понятие не включает детей, трудности которых являются результатом зрительных нарушений, неблагоприятных средовых, культурных или экономических условий».

Задержки развития могут быть вызваны разными причинами: негрубым внутриутробным поражением ЦНС, нетяжелыми родовыми травмами, недоношенностью, инфекционными и хроническими соматическими заболеваниями. Этиология ЗПР связана не только с биологическими, но и с неблагоприятными социальными факторами.

В психологических исследованиях по проблеме задержка психического развития в дошкольном возрасте содержатся сведения, позволяющие раскрыть особенности познавательной деятельности дошкольников с ЗПР и охарактеризовать некоторые другие аспекты их развития

В особенностях формирования восприятия у детей с ЗПР отмечается нарушение предметности и структурности восприятия. Они затрудняются в узнавании предметов в непривычном ракурсе,  нарушена целостность восприятия, не могут составить образ из его частей. Дети испытывают трудности при вычленении отдельных элементов из объекта.  Медленно происходит  переработка поступающей        информации, и  в условиях кратковременного восприятия, многие детали остаются неохваченными, не увиденными. У детей с ЗПР отсутствует целенаправленность, планомерность в обследовании, поисковая деятельность характеризуется  хаотичностью, меньшей полнотой и импульсивностью.    Внимание  у детей с ЗПР    неустойчиво. Ребёнок продуктивно способен работать 5-15 мин, а затем в течение 3-7 мин ему необходимо восстановление. Ребёнку трудно сосредоточиться на объекте деятельности,   он быстро утомляется.   При этом способен    удерживать  одновременно меньший объём информации,    затруднено восприятие информации в целом. Не может осуществлять несколько действий одновременно, если они нуждаются в сознательном контроле: практически невозможно переключить с одного вида деятельности на другой.

Особенности памяти у детей с ЗПР характеризуется снижением познавательной активности,  наглядный материал запоминается лучше, чем словесный. Дети не применяют специальных способов запоминания, не ищут рациональных приёмов. Длительная работа приводит к длительной врабатываемости, а потом спад - утомляемость. Необходимо большее количество попыток для запоминания материала: из восьми слов может вспомнить только 2-3 слова. У детей отмечается нарушение порядка воспроизведения цифровых и словесных рядов.

У детей с ЗПР мотивационная  сторона мышления страдает, отсутствует готовность к интеллектуальным усилиям, которые необходимы для успешного решения задач. Недостаточность обобщений, они затрудняются в группировке предметов, отнесение их к родовым понятиям, родовые понятия носят плохо дифференцированный характер, что препятствует развитию навыка обобщения. 

Большинство детей хорошо владеют элементарными формами классификации, они хорошо распределяют  геометрические фигуры по группам, на основе выделения одного из признаков (цвет, форма, размер). Однако, при классификации сложного материала продуктивность работы снижается и требуется помощь со стороны взрослого. Цвет усваивается в возрасте двух лет он как признак проще, что отличить квадрат от треугольника нужно привлечь речь – это труднее.

Уровень наглядно-действенного мышления приближен к норме и долго доминирует (метод проб и ошибок при сборе пирамидки). В ряде случаев необходима стимульная помощь, повторение задания, установка на сосредоточение. Наглядно-образное мышление у   детей с ЗПР  требует многократного повторения и оказания различного вида помощи. Словесно-логическое мышление нарушено в большей степени, при этом предложенная педагогом  помощь низкоэффективная.

Таким образом, наибольшие затруднения вызывает у детей с задержкой психического развития выполнение заданий, требующих словесно-логического мышления. Наглядно-действенное мышление, напротив, оказывается нарушенным у меньшей категории детей.  В связи с низкой познавательной активностью  наблюдается бедность словарного запаса, неточное представление об окружающем мире. Обобщающие понятия формируются с трудом, компоненты значения слова недостаточно дифференцированы. Этот процесс углубляет нарушенное восприятие. В речи преобладают существительные, глаголы,  прилагательные практически отсутствуют. В речи отмечаются морфологические аграмматизмы. Период словотворчества заканчивается у таких детей в 10-11 лет (свинья – свинёнок). Имеют место атипичные грамматические формы (пальто - пальты, море – моренька). Выражены синтаксические нарушения, используют модели предложения сложносочинённые или простые, осложнённые однородными членами. Сложноподчинённые предложения для них недоступны, так как не могут установить причинно-следственные связи (слово «потому что» отсутствует в речи). Большой процент детей с ЗПР имеет стойкие нарушения звукопроизношения, меньшая часть имеет чистую речь, при этом отмечаются стойкие замены звуков, что, в конечном счете, приводит к дисграфии и дислексии в школе.

Также установлено, что и психические проявления, свойственные дошкольному возрасту, у детей с ЗПР оказываются неполноценными. Например, игровая деятельность сформирована неполностью. Дети с ЗПР предпочитают наиболее простые игры, характерная же для старшего дошкольного возраста ролевая игра, требующая выполнения определённых правил, осуществляется ими в ограниченной форме: они соскальзывают на стереотипные  действия, часто простые манипуляции игрушками, а в целом игра носит процессуальный характер. Дети не принимают отведённой им роли и, следовательно, не выполняют функций, возлагаемых правилами игры.

Особое своеобразие наблюдается  в развитие эмоционально-волевой сферы. В старшем дошкольном возрасте такие дети сохраняют  черты младших дошкольников: предпочитают  игру другим видам деятельности, крайне непосредственны в своём поведении, неумелы в самообслуживании. Неспособность к школьному обучению объясняется недоразвитием у данной категории детей способности к осознанному анализу звуковой стороны речи, отсутствием интереса к таким формам абстрактной деятельности, как умение анализировать звуковой состав слов, что и затрудняет процесс овладения навыками письма и чтения.

 Дети с задержкой психического развития смешивают понятия время года и месяц, не умеют полно рассказать об отличительных признаках. Рассматривая картинки с изображением времен года, дети с ЗПР определяют зиму и лето, как наиболее отличительные времена года, при этом они опираются лишь на 2 - 3 признака. Часто путают осень и весну, потому что они имеют сходные явления. Им легче отличать явления противоположного характера: холод и жару и т.д.; часто забывают названия времен года. При этом они могут указать времена года по названию. Осень и весну указывают неустойчиво.

 Часто дети с ЗПР не выполняют задания из-за неумения организовать свою деятельность, хотя по уровню интеллектуальных возможностей могли бы легко справиться с ним. В условиях индивидуальной работы, когда взрослый организует его деятельность, с тем же заданием справляется.

Рассказ - описание для детей с ЗПР недоступен. Они перечисляют предметы на сюжетной картине и им необходимы наводящие вопросы. Часто при составлении рассказа дети с ЗПР используют перечисления предметов или действий. Преобладающий словарь - существительные, глаголы. Поэтому понимание и употребление временных представлений для них сложно, непонятно. Всё это говорит о том, что ЗПР проявляется как в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы, так и в интеллектуальной недостаточности. Последнее проявляется в том, что интеллектуальные способности ребёнка не соответствуют его возрасту.

 

Учитель – логопед Бабушкина Г.Б.

Категория: советы логопеда | Добавил: Аргентина (13.04.2017)
Просмотров: 295 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Образование России
КК ИПК
Образование Красноярского края
ГосУлуги
75-летие Победы
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2020
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz