Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS Четверг, 24.10.2019, 05:51

                
 
 
                
 
 

 
   

Город Красноярск, Советский район. Официальный сайт.
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
 «Детский сад №333 комбинированного вида»
660135, г. Красноярск, ул. Взлетная 36"а", тел. 2540043, 2540067, e-mail: mdoy333@mail.ru

 
дата открытия  МАДОУ № 333   25 декабря 2009 года
с 1 сентября 2014 года МАДОУ № 333 является пилотной площадкой по введению ФГОС ДО
Образование в ДОУ ведётся на русском языке.
Включить версию для слабовидящих
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Отлично
2. Неплохо
3. Плохо
4. Ужасно
5. Хорошо
Всего ответов: 17
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа

Моя педагогическая инициатива

Моя педагогическая инициатива.

Тема: «Психологический ресурс элементов песочной игротерапии для развития межличностного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками».

Представленная система игр-тренингов направлена на формирование у старших дошкольников внутреннего опыта общения со сверстниками,  который является неотъемлемой частью развития его личности в целом.  Систему  игр-тренингов по развитию межличностного взаимодействия можно использовать, как воспитателям с одной определенной возрастной группой, так и практикующим педагогам-психологам  с детьми, имеющими негативные эмоционально-личностные проявления - застенчивость, агрессивность, тревожность.

Актуальность.

В настоящее время социальные процессы, происходящие в современном обществе, создают предпосылки для новых целей образования, центром которого становится личность и её внутренний мир.

На основании федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования развитие и образование детей осуществляется через определенные образовательные области. Одна из таких областей – социально-коммуникативное развитие, которое направлено на развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, формирование готовности ребенка дошкольника к совместной деятельности.         Трудности в становлении межличностного общения детей в сегодняшних условиях связаны с дефицитом их воспитанности, доброты, культуры, неустойчивыми нравственными критериями в воспитании. В современной семье не уделяется должного внимания общению. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками. Современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других. Становятся забытыми важные нравственные категории: любовь, добро, сострадание, помощь ближнему, сочувствие.

Существующие методы и формы работы по развитию межличностного общения у дошкольников  не всегда оказываются эффективными. Преодоление негативных проявлений в общении у ребенка старшего дошкольного возраста необходимо осуществлять путем организации его собственного опыта. Этот опыт  он может получить через игровую деятельность. Именно игра помогает детям строить отношения с внешним миром. Игры с песком – удивительный детский мир! Песок дает возможность ребенку выразить то, для чего трудно подобрать слова.

 К изучению песочной игротерапии в последнее десятилетие стали обращаться многие педагоги, психологи, сказкотерапевты. Использование игр с песком применяется в психопрофилактической работе с детьми в период адаптации, для развития мелкой моторики, тактильных ощущений, образного и пространственного мышления, речи, творческого потенциала. Широко применяется песочная игротерапия при коррекции страхов, застенчивости, тревожности, неуверенности.

В основе моего опыта лежит разработка Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Т.М.  Грабенко, опираясь на которую я составила систему игр-тренингов с использованием элементов песочной игротерапии по развитию межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста  «Общение в радость».  В данную систему вошли методические разработки по развитию  навыков общения и эмоциональных состояний детей, таких авторов:  И.А. Пазухина, Е. Лютова, Г. Монина, О.Ю. Епанчинцева, С.И. Семенака, М.И. Чистякова.

Новизна.

Нестандартное применение песочной игротерапии в представленной технологии игр-тренингов позволяет решать задачи образовательной области - социально-коммуникативное развитие. Игры-тренинги имеют огромное значение для достижения положительного эмоционального благополучия и улучшения взаимоотношений детей в группе сверстников. Они вызывают положительные эмоции (радость, удивление), снижают негативные проявления (страх, агрессию, тревожность, застенчивость) и уменьшают проявление отрицательных эмоций (злость, гнев, обида).  Игры-тренинги с песком  совершенствуют гуманные чувства детей, вызывают у них добрые чувства, учат  выражать свои эмоции в безобидной форме и понимать эмоциональное состояние другого.

В процессе решения проблемных ситуаций, заданных взрослыми, ребенок, играя с песком, приобретает навыки бесконфликтного общения,   взаимопомощи, стремится понимать чувства другого и   выражать свои  в безобидной форме, накапливает  определенный опыт общения с окружающими.   Разворачивая режиссёрскую игру в песочнице, ребенок сможет показать более адекватно, чем выразить в словах, как он относится к себе, к событиям в своей жизни, к окружающим. Чувства и установки, которые дошкольник, возможно, боится выразить открыто, можно, в данной игровой деятельности спроецировать на выбранную по собственному усмотрению игрушку, перенести свои переживания и проиграть их.

 Основная цель системы игр-тренингов направлена на формирование общности и единства у старших дошкольников со сверстниками, возможности видеть в сверстниках друзей и партнеров, развитие у них гуманного отношения  друг к другу через использование элементов песочной игротерапии.

Для достижения данной цели определены следующие задачи:

1.Формирование умения  понимать чувства окружающих близких и внимательного отношения к ним, через знакомство с основными эмоциональными состояниями человека.

2.Развитие самоконтроля поведения, эмоциональной устойчивости в ходе общения; формирование уважительного отношения к собеседнику.

3.Развитие умения принимать ведущую роль в общении, не ущемляя прав собеседника (тон общения, дистанция между партнёрами).

4.Обучение искусству общения в различных формах и ситуациях;

5.Сформировать у  старших дошкольников представления об основных нравственных категориях: добро, сострадание, помощь ближнему, сочувствие.

Ведущей формой работы с детьми являются проективные игры-тренинги, которые разыгрываются в любой песочнице. Вся система игр состоит из 16 встреч. Продолжительность игры  25 – 30 минут. Проводятся игры-тренинги  в подгруппе, состоящей из 4 – 6 детей. Занятие проходит 1раз в неделю.

Для проведения игр-тренингов с использованием песочной игротерапии организована специальная среда с соответствующим оборудованием: мягкий ковер и подушечки  для комфорта и снижения напряжения у детей, магнитофон и диски с записями релаксационной музыки и звуков природы (шум ветра, всплеск воды, шуршание песка), оборудование для игр с песком:

-водонепроницаемый деревянный или пластиковый ящик - песочница. Внутренняя поверхность и борта окрашены в голубой цвет. Борта символизируют небо, а дно – воду;

- кварцевый  песок, создающий в песочнице линию горизонта;

-коллекция миниатюрных фигурок для обыгрывания заданий в песочнице:  фигурки людей разного пола, возраста, профессий; хищные и травоядные животные, птицы, насекомые; различные фигурки зданий, транспорт;

-разнообразный природный материал – камушки, шишки, ракушки;

-средства для моделирования: разнообразный бросовый материал.

Вся система мероприятий  делится на два раздела, взаимосвязанных между собой:

- раздел «Я и мои эмоции» предусматривает формирование у детей представлений об эмоциональном мире человека и способах управления им (педагог-психолог создает ситуации для создания детьми «своего мира» на песке, побуждает детей к оказанию помощи сказочным персонажам)

- раздел «Я и другие» направлен на формирование доброжелательного поведения у детей, осознанного отношения к социальным нормам поведения (педагог-психолог создает проблемные ситуации, участвуя в которых, дети приобретают необходимые умения управления негативными эмоциями, способы решения конфликтных ситуаций, развивается способность к сопереживанию, сочувствию).

Система игр-тренингов включает вводное  познавательное мероприятие – «Песочная лаборатория». Посвящено ознакомлению с игрой на песке, где ребята закрепляют, уточняют, систематизируют знания о свойствах песка, узнают о правилах работы с песком, учатся самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом, достигать цели, формируется умение слушать друг друга.   

Первый раздел «Я и эмоции» включает в себя игры-тренинги по следующим темам: 1. «Радость»; 2. «Грусть»; 3. «Удивление»; 4. «Гнев»; 5. «Страх»; 6. «Наши эмоции».

Во второй раздел «Я и другие» вошли  игры-тренинги по темам: 1. «Чудеса на песке»; 2. «Берег больших черепах»; 3. «Встреча с мышиным королем»; 4. «Доброе превращение и чудесное спасение»; 5. «Путешествие в сказку»; 6. «Затерянный город»; 7. «Проделки песчаной бури»; 8. «Сказочная страна». В завершении цикла мероприятий с детьми проводится итоговая игра «Путешествие на остров нарисованных человечков», где ребята закрепляют полученный опыт.

Поддержание интереса   к играм с песком осуществляется через   использование элементов сказкотерапии и арттерапии, а так же через следующие методы и приемы:

1. Исследовательская, практическая деятельность. Работа с раздаточным материалом (совочками, формочками, пульверизаторами, кисточками).

2. Инсценировка и театрализация.

3.Словесные методы. Мини-беседа, доверительная беседа. Диалог и рассказ педагога-психолога. Фольклорные, литературные произведения.

4.Наглядные методы - рассматривание иллюстраций с жизненными и проблемными ситуациями, моделирование.

 Вся система игр-тренингов осуществляется с учетом   основных принципов организации игр на песке:

-Создание естественной стимулирующей среды, в которой дети чувствуют себя комфортно и защищено, проявляют творческую активность. Для этого  подбираются задания, соответствующие возможностям ребенка; формируется инструкция к играм в сказочной форме; исключается негативная оценка действий детей и их идей, поощряется фантазия.

- "Оживление" абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и пр. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к играм и личностную заинтересованность детей в происходящем.

- Реальное "проживание", проигрывание всевозможных ситуаций вместе с персонажами сказочных игр.

На основе этих принципов осуществляется взаимный переход от воображаемого в реальное и наоборот.

Подготовка и проведение сказочной игры  условно делится на шесть основных этапов, каждый из которых подразумевает непосредственное участие в игре взрослого, помогающего детям пройти весь путь — от предвкушения сказки до ее счастливого завершения. Эти этапы представляют структуру  каждой игры-тренинга.

Этап 1. Введение в игровую среду.

Средства. Присказки, потешки, обещание необыкновенных приключений и испытаний, то есть установка на внимательное слушание и активное участие.

 Стиль поведения взрослого - доверительное общение, внимательное отношение к каждому ребенку, диалог с каждым, пониженный тон голоса, убеждающий характер высказываний.

Этап 2. Знакомство с игрой и ее героями.

Средства. Прослушивание начала сказки (истории). Строительство в песочнице игрового пространства (сказочной страны, замков, дворцов, морей, рек, лесов — того, что требуется по сюжету), заселение его различными персонажами (сказочными героями, животными, буквами). Стиль поведения взрослого - позиция "отстраненного рассказчика", доброжелательного помощника, исследователя создаваемого пространства.

Этап 3. Возникновение, создание конфликта, трудностей.

Средства. Детям предлагается продолжение истории, в котором происходит нечто, что разрушает созданный на песке мир (появляются силы зла, разрушения).

 Стиль поведения взрослого - взрослый демонстрирует позицию либо стороннего наблюдателя, либо разрушителя (с использованием фигурок и кукол), создается ситуация, в которой дети действуют самостоятельно, отыгрывая в "песочном мире" определенные взаимоотношения.

Этап 4. Выбор помощи.

Средства. Обращение к детям за помощью: "Что будет с жителями страны? Что делать? Как быть? Сможете ли вы помочь?.. Только вы, с таким добрым сердцем, сможете помочь жителям этой страны". При этом взрослый может облачаться в сказочные одежды и непосредственно участвовать в игре.

 Стиль поведения взрослого - заинтересованное лицо, изучающее ситуацию, он ищет выход наравне с ребенком. Взрослый убеждает детей, подбадривает, вселяет веру в себя, указывает на их потенциальные возможности. Применимы убеждающие интонации.

Этап 5. Борьба и победа.

Средства. Дети отыгрывают ситуацию борьбы со злом. Здесь они — мудрецы и рыцари, феи и волшебники. Каждый выступает под маской наиболее близкого ему персонажа. Далее происходит восстановление,  преобразование песочной страны. Именно сейчас дети выступают Творцами — восстанавливают мир в соответствии со своими желаниями и приобретенными знаниями и навыками. Строят его так, чтобы в новой стране всем было удобно. Таким образом, усиливается опыт успешного взаимодействия.

Стиль поведения взрослого - поддерживает, подбадривает, высказывает свою заинтересованность, выражает уверенность в том, что  все получится. Потом искренне восхищается детьми, благодарит  за выдумку и доброту.

Этап 6. Утверждение победы.

Средства. Спонтанное продолжение игры, в которой происходит празднование завоеванной победы.

 Стиль поведения взрослого. Взрослый интересуется эмоциональным состоянием детей, мыслями и чувствами, которые возникали в процессе игры, спрашивает, понравилась ли им игра, и что они будут делать, если вдруг опять попадут в похожую ситуацию.

Для достижения оптимальных результатов данной технологии  осуществляется  взаимодействие и сотрудничество со всеми участниками образовательного процесса.  Для родителей воспитанников разработаны: семинар «Роль игр с песком для развития дошкольников»; мастер-класс «Способы работы детей с песком», где родители совместно с детьми могут  поиграть в песочнице; информационные буклеты «Этот удивительный и таинственный природный материал песок», «Лучшая игрушка для детей – кучка песка». Для воспитателей ДОУ разработаны консультации «Проблемные формы взаимоотношений дошкольников со сверстниками», «Особенности общения дошкольников со сверстниками», «Формирование доброжелательного отношения к окружающим у дошкольников», мастер-класс «Путешествие в песочную страну». В качестве практического материала для групп  составлены сборники игр для развития межличностного общения с использованием песка «Будем дружить» и «Маленькая книжечка больших песочных чудес».  Совместно с детьми, родителями и воспитателями  собрана коллекция фигурок для игр в песке.

Данная система игр-тренингов с использованием элементов песочной игротерапии является высокоэффективной в развитии социального и эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.

 

 

 

Используемая литература:

Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии. – СПб., 2007.

Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. – СПб., 2010.

Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника. – СПб., 2002.

 Лютова Е., Монина Г. Шпаргалка для родителей. – СПб., 2007.

Пазухина И.А. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольника 4-6 лет. – СПб., 2008.

Семенака С.И. Учим детей доброжелательному поведению: Конспекты и материалы к занятиям с детьми 5-7 лет. – М., 2010.

Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1995.

Поиск
Образование России
гос услуги
Образование Красно
КК ИПК
Календарь
«  Октябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2019
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz