Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS | Среда, 22.03.2023, 03:10 |
|
|
|
|
|
Моя педагогическая инициативаМоя
педагогическая инициатива. Тема:
«Психологический
ресурс элементов песочной игротерапии для развития межличностного
взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками». Представленная
система игр-тренингов направлена на формирование у старших дошкольников внутреннего
опыта общения со сверстниками, который
является неотъемлемой частью развития его личности в целом. Систему игр-тренингов по развитию межличностного
взаимодействия можно использовать, как воспитателям с одной определенной
возрастной группой, так и практикующим педагогам-психологам с детьми, имеющими негативные
эмоционально-личностные проявления - застенчивость, агрессивность, тревожность. Актуальность. В
настоящее время социальные процессы, происходящие в современном обществе,
создают предпосылки для новых целей образования, центром которого становится
личность и её внутренний мир. На основании федеральных государственных
образовательных стандартов дошкольного образования развитие и образование детей
осуществляется через определенные образовательные области. Одна из таких
областей – социально-коммуникативное развитие, которое направлено на развитие
общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, формирование
готовности ребенка дошкольника к совместной деятельности. Трудности
в становлении межличностного общения детей в сегодняшних условиях связаны с
дефицитом их воспитанности, доброты, культуры, неустойчивыми нравственными
критериями в воспитании. В современной семье не уделяется должного внимания
общению. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с
взрослыми и сверстниками. Современные дети стали
менее отзывчивы к чувствам других. Становятся забытыми
важные нравственные категории: любовь, добро, сострадание, помощь ближнему,
сочувствие. Существующие методы и формы работы по
развитию межличностного общения у дошкольников
не всегда оказываются эффективными. Преодоление негативных проявлений в
общении у ребенка старшего дошкольного возраста необходимо осуществлять путем организации его собственного опыта.
Этот опыт он может получить через игровую
деятельность. Именно игра
помогает детям строить отношения с внешним миром. Игры с песком – удивительный
детский мир! Песок дает возможность ребенку выразить то, для чего трудно
подобрать слова. К изучению песочной игротерапии в последнее
десятилетие стали обращаться многие педагоги, психологи, сказкотерапевты.
Использование игр с песком применяется в психопрофилактической работе с детьми
в период адаптации, для развития мелкой моторики, тактильных ощущений,
образного и пространственного мышления, речи, творческого потенциала. Широко
применяется песочная игротерапия при коррекции страхов, застенчивости,
тревожности, неуверенности. В основе
моего опыта лежит разработка Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Т.М. Грабенко, опираясь на которую я составила систему игр-тренингов с использованием элементов песочной
игротерапии по развитию межличностных отношений у детей старшего дошкольного
возраста «Общение в радость». В данную систему вошли
методические разработки по развитию навыков общения
и эмоциональных состояний детей,
таких авторов: И.А. Пазухина, Е. Лютова, Г.
Монина, О.Ю. Епанчинцева, С.И. Семенака, М.И. Чистякова. Новизна. Нестандартное применение песочной
игротерапии в представленной технологии игр-тренингов позволяет решать задачи
образовательной области - социально-коммуникативное развитие. Игры-тренинги имеют огромное значение для
достижения положительного эмоционального благополучия и улучшения взаимоотношений
детей в группе сверстников. Они вызывают положительные эмоции (радость,
удивление), снижают негативные проявления (страх, агрессию, тревожность,
застенчивость) и уменьшают проявление отрицательных эмоций (злость, гнев,
обида). Игры-тренинги с песком совершенствуют гуманные чувства детей,
вызывают у них добрые чувства, учат
выражать свои эмоции в безобидной форме и понимать эмоциональное
состояние другого. В процессе решения проблемных ситуаций, заданных
взрослыми, ребенок, играя с песком, приобретает навыки
бесконфликтного общения, взаимопомощи,
стремится понимать чувства другого и
выражать свои в безобидной форме,
накапливает определенный опыт общения с окружающими. Разворачивая режиссёрскую игру в песочнице, ребенок сможет показать
более адекватно, чем выразить в словах, как он относится к себе, к событиям в
своей жизни, к окружающим. Чувства и установки, которые дошкольник, возможно,
боится выразить открыто, можно, в данной игровой деятельности спроецировать на
выбранную по собственному усмотрению игрушку, перенести свои переживания и
проиграть их. Основная цель системы игр-тренингов направлена
на формирование общности и единства у старших дошкольников со сверстниками,
возможности видеть в сверстниках друзей и партнеров, развитие у них гуманного
отношения друг к другу через
использование элементов песочной игротерапии. Для
достижения данной цели определены следующие задачи: 1.Формирование умения понимать чувства окружающих близких и внимательного
отношения к ним, через знакомство с основными эмоциональными состояниями
человека. 2.Развитие
самоконтроля поведения, эмоциональной устойчивости в ходе общения; формирование
уважительного отношения к собеседнику. 3.Развитие
умения принимать ведущую роль в общении, не ущемляя прав собеседника (тон
общения, дистанция между партнёрами). 4.Обучение искусству общения в различных
формах и ситуациях; 5.Сформировать
у старших дошкольников представления об
основных нравственных категориях: добро, сострадание,
помощь ближнему, сочувствие. Ведущей формой работы с детьми являются
проективные игры-тренинги, которые разыгрываются в любой песочнице. Вся система игр состоит из 16 встреч. Продолжительность
игры 25 – 30 минут. Проводятся
игры-тренинги в подгруппе, состоящей из
4 – 6 детей. Занятие проходит 1раз в неделю. Для проведения игр-тренингов с
использованием песочной игротерапии организована специальная среда с
соответствующим оборудованием: мягкий ковер и подушечки для комфорта и снижения напряжения у детей,
магнитофон и диски с записями релаксационной музыки и звуков природы (шум ветра,
всплеск воды, шуршание песка), оборудование для игр с песком: -водонепроницаемый деревянный или пластиковый ящик -
песочница. Внутренняя поверхность и борта окрашены в голубой цвет. Борта
символизируют небо, а дно – воду; - кварцевый песок, создающий в песочнице линию горизонта; -коллекция миниатюрных фигурок
для обыгрывания заданий в песочнице: фигурки людей разного пола, возраста,
профессий; хищные и травоядные животные, птицы, насекомые; различные фигурки
зданий, транспорт; -разнообразный природный материал
– камушки, шишки, ракушки; -средства для моделирования:
разнообразный бросовый материал. Вся система мероприятий делится на два раздела, взаимосвязанных между
собой: - раздел «Я и мои эмоции» предусматривает
формирование у детей представлений об эмоциональном мире человека и способах
управления им (педагог-психолог создает ситуации для создания детьми «своего
мира» на песке, побуждает детей к оказанию помощи сказочным персонажам) - раздел «Я и другие» направлен на формирование
доброжелательного поведения у детей, осознанного отношения к социальным нормам
поведения (педагог-психолог создает проблемные ситуации, участвуя в которых,
дети приобретают необходимые умения управления негативными эмоциями, способы
решения конфликтных ситуаций, развивается способность к сопереживанию,
сочувствию). Система игр-тренингов включает вводное познавательное мероприятие – «Песочная лаборатория».
Посвящено ознакомлению с игрой на песке, где ребята закрепляют, уточняют,
систематизируют знания о свойствах песка, узнают о правилах работы с песком,
учатся самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом, достигать цели,
формируется умение слушать друг друга. Первый раздел
«Я и эмоции» включает в себя игры-тренинги по следующим темам: 1.
«Радость»; 2. «Грусть»; 3. «Удивление»; 4. «Гнев»; 5. «Страх»; 6. «Наши
эмоции». Во второй раздел
«Я и другие» вошли игры-тренинги по темам: 1. «Чудеса на песке»; 2. «Берег больших черепах»; 3. «Встреча с мышиным
королем»; 4. «Доброе превращение и чудесное спасение»; 5. «Путешествие в
сказку»; 6. «Затерянный город»; 7. «Проделки песчаной бури»; 8. «Сказочная
страна». В завершении цикла мероприятий с детьми проводится итоговая игра
«Путешествие на остров нарисованных человечков», где ребята закрепляют
полученный опыт. Поддержание интереса к играм с песком осуществляется через использование элементов сказкотерапии и
арттерапии, а так же через следующие методы и приемы: 1. Исследовательская, практическая деятельность.
Работа с раздаточным материалом (совочками, формочками, пульверизаторами,
кисточками). 2. Инсценировка и театрализация. 3.Словесные методы. Мини-беседа, доверительная беседа.
Диалог и рассказ педагога-психолога. Фольклорные, литературные произведения. 4.Наглядные методы - рассматривание иллюстраций с
жизненными и проблемными ситуациями, моделирование. Вся система
игр-тренингов осуществляется с учетом основных принципов организации
игр на песке: -Создание естественной стимулирующей
среды, в которой дети чувствуют себя комфортно и защищено, проявляют творческую
активность. Для этого подбираются
задания, соответствующие возможностям ребенка; формируется инструкция к играм в
сказочной форме; исключается негативная оценка действий детей и их идей,
поощряется фантазия. - "Оживление" абстрактных
символов: букв, цифр, геометрических фигур и пр. Реализация этого принципа
позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к играм и личностную
заинтересованность детей в происходящем. - Реальное "проживание",
проигрывание всевозможных ситуаций вместе с персонажами сказочных игр. На основе этих принципов осуществляется
взаимный переход от воображаемого в реальное и наоборот. Подготовка и проведение сказочной
игры условно делится на шесть основных
этапов, каждый из которых подразумевает непосредственное участие в игре
взрослого, помогающего детям пройти весь путь — от предвкушения сказки до ее
счастливого завершения. Эти этапы представляют структуру каждой игры-тренинга. Этап 1. Введение в
игровую среду. Средства. Присказки, потешки, обещание
необыкновенных приключений и испытаний, то есть установка на внимательное
слушание и активное участие. Стиль поведения
взрослого - доверительное общение, внимательное
отношение к каждому ребенку, диалог с каждым, пониженный тон голоса, убеждающий
характер высказываний. Этап 2. Знакомство с
игрой и ее героями. Средства. Прослушивание начала
сказки (истории). Строительство в песочнице игрового пространства (сказочной
страны, замков, дворцов, морей, рек, лесов — того, что требуется по сюжету),
заселение его различными персонажами (сказочными героями, животными, буквами). Стиль поведения взрослого - позиция
"отстраненного рассказчика", доброжелательного помощника,
исследователя создаваемого пространства. Этап 3. Возникновение,
создание конфликта, трудностей. Средства. Детям предлагается продолжение истории, в котором происходит нечто, что
разрушает созданный на песке мир (появляются силы зла, разрушения). Стиль поведения взрослого - взрослый
демонстрирует позицию либо стороннего наблюдателя, либо разрушителя (с
использованием фигурок и кукол), создается ситуация, в которой дети действуют самостоятельно, отыгрывая в
"песочном мире" определенные взаимоотношения. Этап 4. Выбор помощи. Средства. Обращение к детям за помощью: "Что
будет с жителями страны? Что делать? Как быть? Сможете ли вы помочь?.. Только
вы, с таким добрым сердцем, сможете помочь жителям этой страны". При этом
взрослый может облачаться в сказочные одежды и непосредственно участвовать в игре. Стиль
поведения взрослого - заинтересованное лицо, изучающее ситуацию,
он ищет выход наравне с ребенком. Взрослый убеждает детей, подбадривает,
вселяет веру в себя, указывает на их потенциальные возможности. Применимы
убеждающие интонации. Этап 5. Борьба и
победа. Средства. Дети отыгрывают ситуацию борьбы со злом. Здесь они — мудрецы и рыцари, феи и волшебники. Каждый выступает под
маской наиболее близкого ему персонажа. Далее происходит восстановление, преобразование песочной страны. Именно сейчас
дети выступают Творцами — восстанавливают мир в соответствии со своими
желаниями и приобретенными знаниями и навыками. Строят его так, чтобы в новой
стране всем было удобно. Таким образом, усиливается опыт успешного
взаимодействия. Стиль поведения
взрослого - поддерживает,
подбадривает, высказывает свою заинтересованность, выражает уверенность в том,
что все получится. Потом искренне
восхищается детьми, благодарит за
выдумку и доброту. Этап 6. Утверждение
победы. Средства. Спонтанное продолжение игры, в которой происходит празднование завоеванной
победы. Стиль поведения взрослого. Взрослый интересуется
эмоциональным состоянием детей, мыслями и чувствами, которые возникали в
процессе игры, спрашивает, понравилась ли им игра, и что они будут делать, если
вдруг опять попадут в похожую ситуацию. Для достижения
оптимальных результатов данной технологии осуществляется взаимодействие и сотрудничество со всеми
участниками образовательного процесса. Для родителей воспитанников разработаны:
семинар «Роль игр с песком для развития дошкольников»; мастер-класс «Способы
работы детей с песком», где родители совместно с детьми могут поиграть в песочнице; информационные буклеты
«Этот удивительный и таинственный природный материал песок», «Лучшая игрушка
для детей – кучка песка». Для воспитателей ДОУ разработаны консультации
«Проблемные формы взаимоотношений дошкольников со сверстниками», «Особенности
общения дошкольников со сверстниками», «Формирование доброжелательного
отношения к окружающим у дошкольников», мастер-класс «Путешествие в песочную
страну». В качестве практического материала для групп составлены сборники игр для развития
межличностного общения с использованием песка «Будем дружить» и «Маленькая
книжечка больших песочных чудес». Совместно
с детьми, родителями и воспитателями собрана
коллекция фигурок для игр в песке. Данная система
игр-тренингов с использованием элементов песочной игротерапии является
высокоэффективной в развитии социального и эмоционального
интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.
Используемая
литература: Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Чудеса на
песке: Практикум по песочной терапии. – СПб., 2007. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии
эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. – СПб., 2010. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника. –
СПб., 2002. Лютова Е., Монина Г. Шпаргалка для родителей.
– СПб., 2007. Пазухина И.А. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция
эмоционального мира дошкольника 4-6 лет. – СПб., 2008. Семенака С.И. Учим детей доброжелательному поведению: Конспекты и
материалы к занятиям с детьми 5-7 лет. – М., 2010. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1995. |
|
Copyright MyCorp © 2023 |
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz |